Сергей
23 декабря 2019 16:42
Алтай не давал покоя

Мысль посетить горный Алтай, не давала мне покоя давно, поэтому были приняты шаги в осуществлении этой мечты.

Благодаря команде Team2Travel, через объявление мы с Ольгой, моей супругой, нашли замечательных людей, Евгения и его жену Галину. Очень обрадовались, когда узнали, что они тоже с Тюмени.

Пару слов о нашей команде путешественников. Руководитель группы и инициатор путешествия Сергей, а также хранитель карты и компаса, располагающий неким опытом в пеших горных путешествиях и не понаслышке знающий все тяготы быта походной жизни. Ольга, идейный вдохновитель группы и мотиватор, спортсменка, в пешее путешествие отправилась в первые. Евгений, веселый, компанейский парень, имеющий в своем запасе уйму увлекательных историй, удивлявший всех нас на протяжение всего похода кулинарными шедеврами, даже в полевых условиях. Приобретённым им опыт от различных выездов на рыбалку и охоту стал для него отличным подспорьем в покорении гор. Галина девушка с огромным терпением и силой воли, подымала всем общий настрой своей выдержанностью и упорством, ну шутками и пятиминутками. Когда было действительно тяжело, один взгляд на Галину и понимаешь, что кому-то еще тяжелее, а она в мило ответ улыбалась. Опыта в турпоходах ранее не имела.

Команда покорителей гор)

Итак, мы начали движение на автомобиле из Тюмени после полудня 12 июля. Двигаться решили без остановок на ночь, меняясь зарулем с Женей.

Вечером следующего дня мы добрались в поселка Чибит, тот что находится на Чуйском тракте. Место очень живописное и колоритное, особенно для жителей равнин, как мы.

Хочу отметить, что путь следования наш лежал через города Омск, Новосибирск, Барнаул, Бийск, Горно-Алтайск. Состояние дороги очень приличное, особенно в республике Алтай, движение по серпантинам и перевалам добавляло пикантности нашему путешествию на автомобиле.

рядом с поселком Чибит

В поселке Чибит мы достаточно быстро нашли место ночлега у одной бабульки, попросили затопить баню, она была очень кстати после утомительной поездки.

День 1

Утром разложив провизию по рюкзакам, мы выдвинулись в сторону частного моста через реку Орой. Вообще хочу сказать, что нужды в туристическом навигаторе, навыков ориентирования компасом и картой, если вы конечно идете стандартным маршрутом там нет, тропы хорошо натоптаны не только туристами, но лошадьми, на них местные возят сторонников, принципа лучше хреново ехать, чем хорошо идти.

прощание с цивилизацией

Из поселка вышли часов в 12 местного времени, разница в часовых поясах  +4 часа от московского. Шли весело и сначала даже легко, исходя из своего опыта я предложил набрать запас воды на общие нужды и приготовления пищи, но как потом поняли зря, проблем с водой от Чибита до Шавлинских озер совершенно нет.

При выходе из поселка в сторону моста встретили земляка на машине, он оказался большим любителем сплавов. Так приятно встречать людей в новом для тебя месте, с которыми есть, что-то общее даже если он просто с тобой из одного города. На Тюменцев в этот день нам везло, взойдя в подъем, на который еще могут заезжать автомобили, встретили группу человек 18-20 выгружающуюся из микроавтобуса. Мельком взглянув на номер, увидел снова знакомые 72, уточнил не из Тюмени ли они, совершено верно. Судя по разношерстной публике это был коммерческий тур с одним инструктором.

Перейдя через мост через реку Орой, начался почти пятикилометровый подъем в высоту, который нас серьезно вымотал в первый день похода. Особенно тяжело было Галине, резкие физические нагрузки и изменения высоты существенно снижали её настрой и уверенность в осуществлении задуманного, ведь шел только первый день похода.
Воздух в горном лесу

Признаюсь, подъем давался всем не легко, но отличная погода и удивительная красота горного Алтая вокруг нас, вдохновляла и придавала сил. На отдыхе и в движении, наши легкие наполнялись неиссякаемый потоком запахов хвойного леса, состоящего преимущественно из лиственниц и кедров, особый вкус горной воды бодрил.

Ближе к вечеру мы добрались места привала наверху перевала. Очень удило, что наверху есть магазин, в котором продается алтайский хлеб, молоко и спиртное. Алтайский хлеб — это своего рода тесто, обжаренное в подсолнечном масле, мягкий, душистый с хрустящей корочкой.

Кому-то наподъеме и слова на указателе водка, конфеты добавляют сил.

Лагерь разбили под старым кедром с видом на снежные вершины, где неподалеку стояла палатка, принадлежавшая двум французам. Позже я к ним подходил, говорили с ними на английском вперемешку с русским. Я не великий спец в языках, удивило, что обоих звали Жак.  Вечером за ужином у костра под Женины истории было выпито спиртное, пиво и вишневка, тащить его дальше просто не было сил. Когда готовили пищу на костре обратил внимание, что кедр плохо горит, пламени нет, как от березы или сосны, а угли краснеющие и жаркие. Костер из кедра впервые палил, поэтому не знал, как он горит, но также предположил, что плохо горит из-за недостатка кислорода в высокогорья, как оказалось действительно в низине и кедр хорошо горит.

День 2

Каждый день похода мы вставали не поздно и не рано, в районе 8 часов местного времени, однако долго раскачивались, перед тем как начать движение. Женя нас радовал кулинарными изысками, которые только возможны в условиях пешего похода по горам. С утра как полагается, каша разнообразная, пару раз на завтрак был омлет на сухом молоке.

Ввиду нашей нерасторопности группа Тюменцев умотала вперед, мы вышли с отставанием от них часа в полтора. Второй день похода проходил намного веселее и так как мы шли в основном по равнине с небольшими подъёмами, к вечеру мы осилили 27 км нагнав и обогнав наших земляков.

Вообще, по пути следования туристические группы, как пешие, так и на лошадях встречаются часто. Пару раз преодолевали горные реки по поваленным деревьям, на одном таком препятствии Галя уронила палку в реку, и она уплыла. Это была потеря, туристические палки серьезное подспорье в пешем, горном походе, они существенно разгружают ноги, так что советую не пренебрегать этим элементом турэкипировки.

Лагерь разбили в низине возле реки, по костровищу было ясно что на этой стоянке давно никто не останавливался.

С Женей заготовили дров для костра, для этих целей я прихватил маленький топорик Фискарс. Признаюсь, взял его впервые и пожалел. Он такой маленький, да легкий, да занимает мало места, но в этом же его как плюсы так минусы, сколь существенное палено для него преграда, топор нужен чуть больше. А вот Женина складная походная пила Барнаульского завода, проявила себя хорошо, нужная вещь, ей то мы большую сушину-Лиственницу и свалили[СМ1] . Ей без особых проблем напилили сушину на чурки и в последствии где бы не останавливались, располагая возможность развести костер, заготовку дров производили ей.

Неотъемлемый атрибут походной жизни для меня, после дневного перехода, освежиться в горной речке. Конечно вода очень леденющая, порой такая что руки от холода обжигает, а мышцы сводит, но какой адреналин и потом расслабление.  Советую, одни плюсы. Не бойтесь заболеть, всплеск адреналина не даст, да к тому же откуда взяться в горной реке инфекции.

Вечер прошел замечательно, посиделки у костра, чай с листьями дикой смородины, шумные разговоры, без назойливости докучающие комары и шум горной реки. Вообще комары были, но не много и действительно особо не надоедали, толи высота на уровнем море, толи время года не скажу точно.

День 3

Позавтракав мы двинулись дальше к озерам, набор высоты был не значительный, плавный. Тропа петляет между деревьями, кустарниками и большими камнями, вдоль реки.

Нижнешавлинское озеро

Люблю запах хвойного леса, особенного, когда утренняя роса не успела высохнуть, лес отдает особой свежестью и чистотой. Лучи солнца пронизывают насквозь кроны деревьев, опускаясь на землю, а постоянный шум воды, несущейся с гор дополняет картину под названием великолепие природы.

Оставшиеся 7 километров мы преодолели на одном дыхании и вот оно нижнее Шавлинское озеро с цветом воды, который я раньше видел только на фотографиях. Хоть и воздух в горах ближе к обеду хорошо прогрелся, стоя на берегу озера сразу понимаешь, что оно не предназначено для комфортного купания, от воды тянет ледяной прохладой.

Место стоянки под две палатки оказалось найти сложнее чем мы думали, практически все доступные места были заняты туристами, по некоторым было видно, что пришли они сюда не на один-два дня, а основательно. Место подобрали ближе к концу лагеря, подровняв площадку мы уместили две палатки рядом.

Погода в горах меняется моментально и голубое, чистое небо быстро стало темным и пошел мелкий неприятный дождь, а потом ударил град, который также быстро неожиданно закончился. За вечерним ужином было выработано решение о радиальном выходе на верхнее Шавлинское озеро и ледник Зеленского, Галя решила взять паузу и предположила нам троим покорять ледник без неё.

День 4

Итак, утром следующего дня, завтракаем и в путь к леднику. По пути, не далеко от нашего лагеря есть интересное место, примечательно оно тем, что там стоят алтайские тотемы, вырезанные из дерева, кругом множество турок, выложенных туристами. Сделав пару памятных фотографий, мы отправились дальше на верх. Надо сказать, что до Верхнешавлинского озера добрались быстро и без особых проблем. Вода в нем такая же чистая и голубая как в нижнем озере, по берегам среди курумника, пробиваются кусты малины. В походе, листья малины часто использовали для придания аромата чаю и экономии заварки.

местные идолы

Тропа до ледника в целом отчетлива видно, на всем пути вплоть до конца стоят турки оставленные заботливыми туристами побывавшими здесь ранее.

Петляя вслед тропе, все выше и выше открываются удивительной красоты виды, красота гор, шум талой воды, сбегающей с ледника вниз, а наверху словно какой-то марсианский пейзаж преимущественно состоявший из разных цветов и размеров камней.

тропа
Шавлинские озера во всей красе

В этой локации тропу стало искать труднее, но снова выручали турки. Итак, долгожданный ледник, открылся нам. Сам по себе он представляет нагромождение льда и камней, лед изрезан крупными и мелкими ручейками, которые сбегаются в один полноводный горный поток. Завораживает цвет льда, в тех местах где он не покрыт снегом. На взгляд я бы описал бюрюзово-холодным, трудно описать в точности надо видеть. Пройдя вверх по леднику, мы втроем добрались до снега. Сбылась мечта Ольки, она сфоткалась в купальнике на снегу в горах как хотела.

При спуске вниз на Верхнешавлинском озере мы встретили наших земляков, часть той самой группы из Тюмени. Очень обрадовало когда я увидел, что несколько девчонок были в легких летних платьях, которые совсем не вписывались в дрескод гор, но по всей видимости хорошо смотрелись на фото.

Ледник Зелинского

В лагерь вернулись в районе 19 часов, очень обрадовало, что Галя приготовила нам супчик, какое же это было блаженство после столь серьезной физической встряски, за весь день без маковой росинки во рту и тут горячий суп, счастье для желудка.

На озере царил полный штиль и хоть солнце клонилось к закату, но все же обогревало нас своими лучами, а ужин придал нам сил. Оживившись Женя вспомнил, что когда мы искали место под палатки и шли вдоль берега, вначале озера видели походную баню. Женя с Галей пошли все разузнать.  Вернувшись они нас обрадовали, баня забронирована на часик.

Баня в горах после нескольких дней похода, кто знает тот поймет. Пару слов о бане небольшой сруб из лиственницы, внутри общая зала с металлической печкой и камнями. Расположенная на пригорке в метрах 30 от берега озера. Убранством и изысками она не блещет, да и о чем вообще говорить, на высоте 2000 метров над уровнем моря это совершенно не нужно.

К бане, как и следует прилагалось пиво «Жигулевское», стоимость этого приложения 400 рублей бутылка 1,3 литра. Не помню точно, когда последний раз пил пиво в пластике, да еще 400 рублей, но ощущение было такое, что это самое вкусное пиво какое мне доводилось пробовать.

День 5

Да, с баней повезло. С утра просто прилив сил и боевой настрой впереди нас ждали два сложных дня похода, штурм Нижнешавлинского перевала. Забегу вперед, скажу чем ближе к нему подходили тем больше переживали за девчонок.

За прошедшие 4 дня похода я считаю акклиматизация прошла превосходно, как физически, так и морально.

на подъеме, перекурчик

Погода нам благоволила, от этого настрой был боевой так что резко верх и только вперед. Наверху небольшая запруда, вода с перевала и гор вокруг нее собирается здесь и спускается ниже впадая в Шавлинское озеро. Тут хорошая стоянка, большой группе расположиться здесь в самый раз, но судя по костровищу останавливаются здесь не часто.

Тропа до перевала хорошо просматривается и спокойно можно шлепать по ней и без навигатора. В одном месте правда нас смутила огромная масса камней нависающих над проложенным туристами маршрутом и мы решили его обойти слева поверху.

Мест в ущелье подходящих для разбития лагеря не много все они уже примечены туристами. Нам понравилось одно место, оно смотрелось в вечерних лучах солнца, как оазис только в горах, зеленая трава среди скалистого пейзажа, к тому же тут было два облагороженных места под палатки.

Разбив лагерь, мы столкнулись с проблемой, рядом нигде нет воды. Собрав все емкости мы с Женей направились вперед, пройдя небольшое поле из курумника в поисках воды, слышно было только шум водопада, который был на высоте метров 150 от нас строго вверх. Группа которая нам встретилась на пути подтвердила наши опасения вода им по пути, почти от самого перевала не попадалась. Ну что ж не с пустыми же ведрами возвращаться примета плохая, собрав у Жени все емкости я направился строго наверх, ориентируясь на шум воды. Адреналин захлестывал, ибо подыматься пришлось высоко и круто. Добравшись до водопада, я быстренько помыл посуду, к слову у меня ее был целый пакет, начал быстренько спускаться вниз так как быстро смеркалось. Увидел Женю и обрадовался он карабкался мне на встречу, уже хорошо, что не один подумал про себя. Спустившись к нему он меня спросил видел ли я горных козлов, я сказал откуда, он сказал, что прям над тобой рядом ходили.

путь на перевал, фото со стороны перевала

Добредя до лагеря, девчонки уже начали волноваться и ходили вокруг палаток, ну практически нас оплакивали.

Туристическая группа из трех мужиков встала от нас поодаль, в разговоре с ними узнали, что они с Барнаула и каждое лето выезжают в горный Алтай, сказали что с другой стороны перевала много снега практически до колен. Поэтому идут все мокрые, штурмовали они перевал с той стороны. Думаю, поэтому они были такие хмурые и необщительное вечером. Костер разжечь не было возможности, так как подходящей растительности в округе не было. Решили лечь спать пораньше так предстоял трудный день (переход до обеда к перевалу и собственно штурм его).

День 6

Солнышко уже светило, погода была замечательная, внизу по ущелью прошла группа туристов, сразу в них признали иностранцев даже не смотря что прошли они от нас далеко. Видно было что они все смуглы и неказистого роста, позже от туристов, которые нам встретились на перевале узнали, что это были израильтяне.

Шли левее от тропы, которая была обозначена навигатором. Судя по туркам, оставленным туристами тут тоже была негласная тропа, но она постоянно терялась, часто натыкались на огромные камни, в общем наскакались по ним вдоволь.

Уже на леднике нам встретились двое парней, ребята вымокли до костей, но тем не менее очень приветливые, земляки (из Барнаула) этих хмурых мужиков, которые стояли рядом с нами лагерем ранее. Рассказали, как лучше подыматься, а также что у одного на стоянке за перевалом стащили палку, вот что за люди.

перекус перед штурмом

Стоя на ледники у большого камня, визуально перевал нам не казался таким большим и совсем нас не страшил, но потом мы разглядели группу израильтян карабкающихся вверх. На фоне горы они были размером с пиксель на экране монитора.

Перекусив, чем бог послал, а он нам послал каждому по «бичпакету», чаек парк конфет и все мы готовы. К моменту как мы закончили последний из группы иностранцев взобрался на перевал.

До самого перевала нам оставалось пройти метров сто пятьдесят по мокрому снегу под котором бежала талая вода. В след, в след проложенным маршрутом мы подошли к перевалу и начали подъем. Не могу сказать, что было совсем легко и просто, а порой просто страшно, когда ноги ехали вместе с мелкими камнями. В один момент я сильно испугался, когда из-под моей ноги полетел вниз не маленький камень, я крикнул Ольге, идущей следом, но она не успела увернуться и камень прилетел ей в ногу хорошо, что обошлось без травмы. Признаюсь, последние метров пятнадцать подъема были совсем уж опасные, камни стали очень мелки и ноги ехали, стал присутствовать риск поехать вниз.

Подымались, держась левой стороны так удобней, она более пологая, постепенно смещаясь правее, так что в конце заходили справа. Поднявшись наверх ощущаешь чувство победы, которое проявляется радостью и восторгом от увиденного вокруг.

Олька

С обратной стороны, перевал штурмовала группа из республики Коми, судя по количеству используемых ими верёвок и сложности маршрутка по которому они взбирались, это были альпинисты. Дождавшись Женю и Галю и переведя немного дух, мы начали спуск вниз, он не был сколь сложным, но колени очень устают от постоянной нагрузки на спуске. Внизу на леднике лежал снег, порой его было столь много что проваливались по пояс, а под ним холодная вода. Я двинулся вперед по следам прошедшей группы, и понял, что останавливаться тут нельзя, ноги быстро промокли насквозь. Через некоторое время Ольга заплакала, наверное, у нее случился нервный срыв, жаловалась на то что промокли ноги, и она устала. Мне было от этого не по себе, потому что это суровое испытание для девушки, чувствовал свою вину, что затянул в такую авантюру, ее совершенно не подготовленную морально и психологически.  Но в то же время как человек обладающий определенным военным закалом, понимал, что нет смысла терять время в таком месте и пускать сопли, надо было идти, чтобы ноги не замерзли. Прикрикнув на жену, я сказал ей что надо идти как бы не было тяжело.  Моральный дух был подорван, к тому же как полагается в горах погода неожиданно резко начала портиться и стал накрапывать дождик.

на перевале
обратная сторона перевала

Не впадая в отчаяние, мы успешно спустились на камни. Идти по камням это еще то испытание, но не в какое сравнение не идет с тающим ледником. Перед самым ледником есть пару мест под стоянки, где можно разбить палатки, но отсутствие возможности развести костер, согреться и просушить вещи в этом пугающим холодном месте, заставило нас собраться и двигаться дальше.

Движение шло по огромным камням прыгая с одного на другой, ноги быстро уставали. Выручали турки, в поисках тропы, их там очень много парой даже слишком, так что мы сбились с тропы и ушили правей, потеряв на этом много времени. День подходил к концу, как и наши силы, но настроение было боевое, не знаю почему, но мы воспряли духом, смеялись и шутили, шли вслед, вслед, друг за другом. Особенно чувствовался моральный подъем у Ольчика. Про себя я подумал, что не поехала ли у нее крыша, она шутила и вообще была самая веселая.

До леса мы не смогли дойти, но разбили лагерь в очень живописном месте, этот день очень сильно вымотал Галю. Уже ночью мы перекусили и легли спать.

День 7

Все великолепие гор мы увидели с первого ряда, когда вылезли из палаток утром. Небо было ясное, солнце хорошо пригревало. Хоть природа нас пугала на перевале дождем, но все же все невзгоды кочевой жизни мы не ощутили. Чистый воздух высокогорья и замечательная погода, залог хорошего настроения и бодрости духа.

с первого ряда

Позавтракав мы двинулись дальше вниз к озеру, возле него много замечательных мест для стоянок, но увы вчера нам не хватило сил дойти до него. Тропа уже не терялась и хорошо была видна, пошла зеленка.

Дальше путь пролегал через сезонное русло реки Мааша, оно расширяется весной, в это время река становится более полноводной от потоков воды стекающих с ледников. Видя выкорчеванные деревья, нагромождения огромных камней, думаешь вот это силище воды. Спускаясь ниже и ниже деревьев становилось больше и больше, удобные туристические стоянки встречаются одна за одной.

Возле одного прижима между рекой и огромным нагромождением камней, мы встретили первых туристов за перевалом. Это был парень с девушкой, по их одежде и туристической оснастке и её состоянию, видно было что ребята очень опытные. Расспросив дорогу, пожелав друг другу удачи пошли дальше.

Дорога с этой стороны к перевалу мне показалась живописней, насыщенней и честно говоря сложней. По пути, когда пошла зеленка приходилось преодолевать множество горных речушек и нагромождений из камней, лесных завалов, прошу заметить, что мы двигались на спуск, а в гору и ежу понятно, что в два раза сложней.

Уже вечером мы добрались до стоянки, от которой до цивилизации было полдня пути. В подтверждение этому была и стоимость пива. Оно стоило дешевле на 100 рублей и появилась сотовая связь, на удивление это был Билайн.

Уничтожив последние припасы за ужином, вдоволь насидевшись у костра, счастливые и довольные в предвкушении, что завтра цивилизация легли спать.

древний Кедр

День 8

Утро начиналось неспешно, зная что нам идти полдня мы вальяжно собирались. Вышли уже ближе к 11 часам, по пути начали встречаться туристы малыми и большими группами. Но на перевал никто не шел, в основном то были туры выходного дня на пару дней в горы. Погода радовала, солнышко хорошенько припекало, дорога была равная без выбоин и ухабов, все время на спуск, а живописные пейзажи радовали глаз.

Вот уже на спуске вдалеке видна была основная транспортная артерия горного Алтая, Чуйский тракт. Изобиловало количество дикой смородины и крыжовника, тут внизу она уже поспевала.

Добравшись до тракта, а до него от моста через реку Мааша 3 км, мы встретили замечательных людей, изучавших красоты Алтай на машине, они любезно согласились подбросить меня до Чибита, чтоб я забрал свою машину.

Необычное чувство, смешенное с радостью, что все успешно окончилось и досады, что время подошло прощаться с Алтаем. Это удивительное место, для людей с равнины особенно, цепляет красота той природы. Вообще я уверен, что в горном Алтае, найдется отдых на каждого.

Особенно я был рад что моей лучшей половинке понравилась моя затея вытащить её в поход, Женя и Галя тоже были в восторге.